Образовательные пространства

«Образовательное пространство» — место, в котором посетители могут узнавать новое. Оно может быть не связано с определённой школой или университетом, может существовать без преподавателя и явного порядка. Оно открыто для всех людей, независимо от их пола, возраста, цвета кожи или религиозных взглядов. Для образовательного пространства вообще характерно отсутствие стереотипов, например, в нём к точным наукам можно подойти с творческой стороны, а гуманитарные науки изучать с помощью математических формул и законов.

Работа образовательного пространства подразумевает соединение разных форматов преподношения и восприятия информации — там проходят открытые лекции, мастер-классы и игры; пространство ориентировано на создание условий для саморазвития, самоопределения и самодеятельности.
Важный аспект характеристики образовательного пространства — его наполнение и дизайн. Оформление стен, мебель, освещение — всё должно быть функциональным, удобным и интересным.
Образовательное пространство может быть абсолютно разным. В качестве примеров можно привести и скандинавские школы, и американские музеи, и питерские библиотеки, и московские клубы по интересам. Самые интересные примеры, как у нас, так и за рубежом, стоит разобрать подробнее.

Школа: отмена скучных ограничений

Среди самых интересных примеров нового образовательного пространства можно привести опыт государственной школы Vittra в Стокгольме, где нет стен, разделяющих между собой классы, а ученики могут свободно ходить по зданию и находиться там, где захотят. В здании школы есть библиотека, кинотеатр, лаборатория и ландшафтная зона. В эта школа представляет собой просторные помещения и уютные уголки: на мягких покрытиях, сделанных в виде лестницы или холма, можно располагаться как угодно — сидеть, лежать, стоять, а само пространство — не квадратные помещения, а просторные комнаты с лабиринтами, горками, домиками, лестницами, столами и стульями. Школа, спроектированная архитектором Розаном Бошем, поделена на условные зоны с помощью всё той же мебели, и каждый выбирает себе место по вкусу. Создание такой школы стало логичным продолжением образовательных реформ, проходящих в стране последние 20 лет. Занятия проходят в небольших группах по 5-7 человек. У каждого школьника обязательно есть ноутбук, и большая часть образовательного процесса протекает с его помощью. Несмотря на наличие персональных компьютеров, дети активно общаются между собой, вместе познают мир, вместе учатся что-то делать и решать задачи. Это живой пример того, как школа из образовательного заведения превращается в образовательное пространство. В этой школе главное — не знание, а воспитание свободы и духа сотрудничества. Цель данной школы — помочь маленькому человеку стать самостоятельной личностью.

«Vittra Telefonplan / Rosan Bosch», ArchDaily, 30 января 2012.

«Vittra School Södermalm / Rosan Bosch», ArchDaily, 28 августа 2013.

Сообщество школ Vittra.

Библиотека нового времени: просвещение, образование и вдохновение

К образовательным пространствам можно отнести и некоторые библиотеки. Датские библиотеки по Яну Гейлу не ограничиваются только книгами. В них проводятся кинопоказы, существуют исторические кружки, проходят занятия музыкой, театральные представления, курсы компьютерной грамотности — события, которые там проводятся, могут быть связаны с любой темой. В датском законе о библиотеках прописаны три ключевых понятия — просвещение, образование и вдохновение. Поэтому в библиотеку этой страны люди приходят не столько за информацией, сколько за общением. Важным аспектом является и мебель: это не ряды одинаковых столов и скамей, там есть сотни разных видов стульев — мягкие пуфики, обычные табуреты, удобные кресла. Меняется форма помещения, освещение, каждый зал не похож на другой. Есть круглые столы, за которыми можно разместиться компанией, и уединённые уголки для тех, кто хочет побыть наедине с собой. Есть кинозал с проектором и экраном и компьютерный зал для игр. В датских библиотеках много света и свободного пространства, мебель и стены преимущественно светлых тонов с яркими элементами.

Похожий опыт создания новых образовательных пространств есть и в России. Например, Санкт-Петербургская библиотека Лиговская, в которой, кроме стеллажей с книгами, есть выставочное пространство для популяризации современного искусства. Библиотека пытается воссоздать атмосферу уютной петербургской гостиной. В ней есть столы для работы, удобные кресла, места для групповых занятий и встреч. Книжные стеллажи выставлены в открытом доступе, для получения интересующей книги можно не обращаться к библиотекарю. Каждый посетитель может брать ту книгу, которую он хочет, и устраиваться с ней в приглянувшемся месте. Кроме того, здесь проводятся курсы повышения компьютерной грамотности, проходят кинопоказы, бесплатные лекции и спектакли. Отдельного упоминания заслуживают «Открытые мастерские» созданные в 2013 году на базе библиотеки. Проект направлен на развитие прикладных искусств. «Мастерские» помогают реализоваться в творчестве всем посетителям. Устраиваются мастер-классы, выставки, лекции, формируется книжный фонд с литературой по прикладным специальностям. Здесь обучают станковой графике, столярному делу, дизайну одежды, ювелирному делу, резьбе по дереву и многим другим видам прикладного искусства. «Открытые мастерские» — это кирпичные стены, множество столов для работы и яркое освещение. Есть зал для лекций и мастер-классов, есть пространство для самостоятельной работы. В распоряжении «Мастерских» есть всё необходимое оборудование, вплоть до шлифовального станка.
Упоминания заслуживает и обновлённая библиотека имени Н. В. Гоголя в Санкт-Петербурге. С развитием интернета интерес учеников к библиотекам резко упал, и они, чтобы сохранить посещаемость, должны из казённого учреждения превратиться в образовательное пространство, куда хотелось бы приходить. В «новой» старой библиотеке стеллажи, столы и даже пол сделаны так, что на них можно и нужно сидеть, общаться и учиться. Обновлённая библиотека выполнена в стильном лаконичном дизайне. Каждый зал сделан в своём стиле. Стеллажи с книгами одновременно являются складными креслами. При необходимости кресла можно задвинуть, чтобы освободить место для проведения мероприятий. В одном из стеллажей есть специальная полка для «книги дня». В зале с узкоспециализированной литературой книжные полки поставлены в виде амфитеатра. Обычно амфитеатр заполнен подушками, чтобы там можно было удобно устроиться с книгами. За амфитеатром находится грифельная стена и лестница в медиатеку, в которой можно проводить кинопоказы и лекции. Кроме того, в библиотеке действует конференц-зал с круглым столом, который можно бесплатно забронировать для любого мероприятия. В библиотеке есть и Арт-холл, пол в котором сделан в виде холмистой равнины с мягким покрытием, этот приём был подсмотрен в университете в Лозанне. На таком полу можно лежать, сидеть и устраиваться как угодно.
Такое пространство способствует отдыху и общению посетителей между собой. Эти библиотеки — уже не скучные места, где нельзя громко разговаривать, а культурные центры и образовательные пространства. Здесь можно заниматься чем угодно — играть в компьютерные игры, обсуждать последние новости, узнавать информацию из книг, которые уже перестают быть главным в библиотеке.

 

Кафе и антикафе: пища для ума

При определённых условиях кафе тоже может быть образовательным пространством. Всё зависит от дизайна самого пространства и мероприятий, которые в нём проводятся. В Санкт-Петербурге давно открылся Kokon Space, арт-пространство (универсальная площадка для искусства) с элементами образовательного. Это кафе, позиционирующее себя как место для встреч и отдыха. Его интерьер — большие окна, высокие потолки, изобилие мягкой удобной мебели. Разнообразные стулья, кресла, диваны, пуфики и ширмы создают уют, а белые стены и потолок и изобилие света — рабочую атмосферу. Там проходят концерты и есть возможность поиграть в настольные игры, но нас он интересует в первую очередь из-за своего проекта Kokon Kids. Это детская студия, в которой проводятся занятия по арт-терапии и мультипликации, деньги от которых идут на детскую благотворительность. С помощью разных видов творчества — сказки, музыка, игры, создания мультфильмов, беседы — дети учатся взаимодействовать с собой и окружающим миром.
В какой-то степени роль образовательного пространства выполняют и многочисленные антикафе, в которых, во-первых, можно заниматься самообразованием, а во-вторых, принимать участие в тренингах, играх и мастер-классах. Как правило, при создании интерьера антикафе работают профессиональные дизайнеры, так что каждое место не похоже на остальные. Антикафе — пример стильного и яркого оформления пространства. Обычно в антикафе есть несколько зон, служащих для разных целей. Там есть не только столы и стулья, но и мягкие диваны, кресла, пуфики, стулья всех возможных видов, столы, табуретки. В антикафе есть всё необходимое для образовательного пространства — интернет, удобное место, где можно устроиться, стол, иногда — библиотека или полка для буккроссинга (безденежного обмена книгами). В антикафе посетители обладают большей степени свободы, чем в обычных кофейнях. Они могут свободно общаться и перемещаться, приносить свою еду, играть в настольные игры, пользоваться интернетом, читать книги, оплачивая только время, проведённое в стенах антикафе.
Существуют и кафе, сделанные специально для учёбы. В качестве примера можно привести пражское «Cafedu». Это тихое место с низкими ценами, сделанное специально для студентов. Место делится на две зоны — сама кофейня и пространство для обучения. Кофейня открыта с 8 до 22 часов, учебный зал работает круглосуточно. В кофейне нет официантов, чтобы они не мешали учиться, еду и напитки надо самостоятельно заказывать в баре. В баре продаются и канцтовары. Разумеется, в зале кофейни тоже можно учиться, чем и пользуются многочисленные студенты. Интерьер кафе похож на типичную чешскую студенческую столовую, но множество лампочек и большие окна делают помещение несколько более привлекательным. В зале для обучения есть принтер и ксерокс. Там находится небольшая библиотека, точка доступа в интернет, достаточное количество розеток. Мебель в зале простая и лаконичная, чтобы ничего не отвлекало от учёбы. Рано утром из окон открывается изумительный вид на пражский рассвет. Вход в зал осуществляется по карте ISIC или пражскому проездному Opencard, вход в кофейню открыт всем.

 

Музей: интерактивность и обратная связь

Если говорить о музее как образовательном пространстве, то необходимо для начала выявить те факторы, которые делают из музея образовательное пространство. Первое — это интерактивность. Музей, в котором можно что-то сделать самому, что-то потрогать, покрутить ручку, попробовать на вкус, услышать голос, почувствовать запах, уже можно назвать образовательным пространством. Иногда в музеях проводятся уроки. Это пока не распространено в России, но давно практикуется Европой и Америкой. Кроме того, образовательным пространством музеи делаетпроведение в его стенах летнего лагеря для детей.
Музей науки и промышленности в США (Museum of Science and Industry, MSI) как раз подходит под эту категорию ввиду многообразия экспонатов и тем выставок. С 1993 года этот музей является одним из крупнейших научных музеев в мире. Он насчитывает 75 залов, в которых можно, например, побывать на настоящей захваченной субмарине или в угольной шахте, увидеть Землю в реальном времени, наглядно увидеть принципы природных явлений и стихий — цунами, торнадо, молний. В музее есть интерактивная экспозиция для изучения человеческого тела, настоящие старые поезда, гигантская игрушечная железная дорога с 30 составами, инкубатор, в котором можно проследить путь развития эмбриона птенца от зачатия до вылупления. На экспозиции о сельском хозяйстве можно залезть в комбайн или подоить макет коровы, на экспозиции, посвящённой космосу — полюбоваться на космический корабль Аполлон-8.
Интересный способ организации образовательного пространства показал Еврейский музей и центр толерантности. Музей превращает в образовательное пространство его интерактивность: при создании экспозиций авторы ставили себе задачу погрузить человека в атмосферу происходившего. В музее есть воссозданный маленький еврейский городок, мемориал памяти, круглый кинозал для показа 4D кино (трёхмерное изображение, звуки, дым, ветер и запахи), интерактивная карта, реагирующая на прикосновения, кофейня, в которой можно подслушать чужие разговоры, огромные залы, посвящённые революции и СССР. Каждая экспозиция проработана до мелочей. Кофейня, которая тоже является частью экспозиции, оборудована интерактивными столами, зал памяти — зеркалами, многократно отражающими пламя свечей. Для детей помоложе существует детский центр при музее. Светлые стены, разноцветная мебель, рисунки и картины повышают привлекательность этого места для детей. В нём каждый может найти себе занятия по душе. В экспозициях музея проводятся приключенческие игры, занятия по культуре разных стран и народов, творческие мастерские, мастер-классы и развивающие занятия. Летом при музее открывается детский лагерь, в котором проходят занятия английским языком, физкультурой, прогулки, экскурсии, семинары по истории и психологии, адаптированные для детей, и, конечно, подвижные и интеллектуальные игры. Дети учатся сочинять и иллюстрировать свои истории, готовить, читать, ставить эксперименты, и вместе со всем этим — дружить и общаться.
Музей занимательных наук «Эспериментаниум» в Москве тоже подходит под категорию образовательного пространства. Он создан для изучения окружающего мира и законов науки, и каждый может принять участие в экспериментах, проводящихся в музее. Интерактивные экспозиции посвящены механике, акустике, оптическим иллюзиям, магнетизму и многим другим интересным научным вещам. Освещение по большей части искусственное, но белые стены создают видимость дневного света. В музее проводятся лекции и мастер-классы, интерактивные научные игры и научные шоу, экскурсии и занятия. В музее постоянно проходят различные курсы, на осень-2014 запланирован курс робототехники, в ходе которого можно создать настоящего робота и заставить его двигаться. На лекциях доступным языком рассказывают обо всех областях науки, от оптики до генетики. При музее открыт образовательный проект «Мир исследований «Хенкель»». Цель проекта – дать детям представление об исследовательской работе. Кроме того, при музее организован летний лагерь под девизом «Наука — это интересно!». Дети работают в лабораториях, проводят опыты и эксперименты, изучают современные технологии и компьютерную грамотность, ходят на пейнтбол и в аквапарк.
Постепенно в России приживается культура интерактивных музеев, а значит, растёт чисто образовательных пространств. Всё началось с Москвы и Санкт-Петербурга, но постепенно это идея распространяется на всю страну.

 

Микроавтобусы: мобильное образовательное пространство

Образовательное пространство не обязательно должно находиться в одном месте, оно запросто может перемещаться, создавая культурный центр везде, где остановится. Проблемой создания качественного образовательного пространства в Европе занимаются многие молодёжные организации. В качестве примера можно привести ганноверских скаутов. Десять лет назад они собрали деньги и выкупили старый пожарный автомобиль, снабдили его всем необходимым для игр и творчества и назвали Jukimob (Jugend-und-Kindermobil, Юношеский и детский автомобиль ). Jukimob работает пять дней в неделю. Каждый день он останавливается в определённом районе города и предлагает детей свободную площадку для игр. Кроме того, волонтёры проводят мастер-классы и игры на любые темы — от приготовления фруктового салата до создания настольных игр своими руками. Одна сторона машины всегда открыта для детей, там есть велосипеды, самокаты, инвентарь для подвижных игр, всё необходимое для жонглирования. В закрытой же кабине есть материалы для творчества, которые выдаются детям по их просьбе, и большая коллекция настольных игр. Кроме того, в машине есть походное снаряжение и всё необходимое для пикника. Периодически Jukimob устраивает праздники, во время которого дети готовят на костре, мастерят музыкальные инструменты, играют в подвижные игры. Это яркий пример мобильного образовательного пространства.Аналогичный проект под названием «Бампер» появился в 2010 году и в России. Миссия «Бампера» — привить интерес и любовь к чтению настоящих бумажных книг и помочь детям развить фантазию. Бампер — это детский книжный клуб на колёсах: если дети не идут в библиотеку, библиотека сама приезжает к ним. Вместо сидений у автобуса — ящики и полки с книгами, и на них добровольцы ездят по школам, детским домам и больницам, привозят детям сказки и приключения. В Бампере работают специалисты по работе с детьми и подростками, а ещё к его программам привлекаются писатели, художники и издатели. Там можно читать книги, обсуждать их, придумать свою историю и проиллюстрировать её. Кроме этого, Бампер продает книги с минимальной наценкой, а все деньги от продаж идут на реализацию программ развития детского чтения.

 

Детский центр: первые образовательные пространства

Детские кружки и клубы по интересам выполняли роль образовательного пространства ещё до появления самого термина. К сожалению, в данной ситуации пространство похоже на то, что мы привыкли видеть в школах, акцент сделан больше на том, чем можно заниматься в данном месте, а не на том, насколько оно привлекательно.
Центр научно-технического творчества и развития «Н.О.Т.А» (Наука, Образование, Творчество, Активность) в Москве может смело называть себя образовательным пространством, так как он предлагает обучение, но не в формате уроков, а в виде раскрытия творческого потенциала и приобретения на практике полезных навыков, которые пригодятся в реальной жизни. Здесь пространство больше напоминает школьное, чем в остальных примерах. Типичная для школы мебель, доски наподобие классных, проекторы, шкафы с оборудованием. «Н.О.Т.А.» проигрывает по оформлению, но с лихвой компенсирует это мероприятиями, которые проводит. В этом центре проходят самые разные кружки, курсы и мастер-классы — по робототехнике, английскому языку, 3D-моделированию, программированию, монтажу видео, ювелирному делу, есть арт-мастерские, химическая лаборатория и развивающие кружки по естественно-научным дисциплинам. Кроме того, в Центре проходят и психологические тренинги для детей и подростков, помогающие им лучше понять мир вокруг и себя самих, научиться работать в одиночку и в команде, попробовать себя в роли лидера и совладать с собственными эмоциями. Однако, если за дело возьмётся хороший дизайнер, это место приобретёт большую популярность у детей и их родителей.
Ещё один пример образовательного пространства — московский дворец творчества детей и молодёжи «Интеллект». Здесь над оформлением уже поработали дизайнеры. Стены раскрашены в яркие цвета, но мебель всё та же, стандартная. «Интеллект» стал известным после интерактивной выставки «Зазеркалье», где можно было изучать и взаимодействовать с явлениями в области физики, химии и биологии, используя при этом не столько интеллект, сколько воображение. Кроме выставки, «Интеллект» известен и своим Театром Занимательной Науки, научно-познавательным шоу, где каждый может стать участником, а исследования и изобретения преподносятся как живое увлекательное действо. В «Интеллекте» есть собственная киностудия и киношколой, клуб робототехники и лаборатории. Здесь так же занимаются созданием мобильного образовательного пространства: в 2009 году в путь отправился «Нанотрак», передвижной учебный класс с нанолабораторией внутри.

 

Арт-заводы: фабрика знаний

Образовательное пространство не обязательно должно быть библиотекой или кафе. В Москве есть арт-завод Flacon, созданный на территории хрустально-стекольного завода по производству флаконов для духов. Теперь это образовательное пространство для разных видов деятельности и реализации проектов в области образования, творчества и гражданских активностей. На территории завода есть мастерские и издательства, детские студии и рекламные агентства, рестораны и арт-кафе, места для проведения выставок, конференций и презентаций. Ежедневно проводится масса мероприятий — музыкальные вечера, курсы по дизайну, практические кулинарные занятия, фестивали, выставки, лекции. Летом на территории Флакона действует детский городской лагерь для детей от 6 до 15 лет. В лагере проходят творческие занятия в мастерских, проводятся походы, устраиваются активные игры на свежем воздухе. Flacon – это множество по-разному оформленных и освещённых зон. Цветовое решение в каждом зале, студии и агентстве своё. Лестницы, большие окна, высокие потолки, многоуровневые залы, различная мебель, стильное оформление стен — всё это делает Flacon интересным и привлекательным образовательным пространством.
На месте московского завода ЗИЛ теперь тоже расположен культурный центр, деятельность которого сосредоточена на творческом развитии, исполнительном искусстве, танцевальных программах, общественном центре-библиотеке и лекциях. В культурном центре есть несколько хорошо освещённых залов с рядами стульев и сценами. Просторные холлы театральной части с белыми стенами и колоннами отлично подходят для выставок. Лекторий, колонный зал, зимний сад наполнены воздухом и светом. Стандартная, обыкновенная мебель компенсируется изобилием свободного пространства. В лектории организовываются не только лекции, но и велоэкскурсии по Москве и путешествия по самому заводу. В танцевальной студии учат любым видам танца, от народного до балета. В библиотеке есть не только большое количество книг на любые темы, но и детский уголок, в котором проводятся развлекательные творческие занятия по чтению. Так же в библиотеке ЗИЛа открыты курсы компьютерной грамотности для пожилых людей. Это — доказательство того, что образовательное пространство — не только для молодых, оно доступно людям всех возрастов. Центр Творческого Развития при ЗИЛе предлагает детям и взрослым проявить себя через науку и искусство: научно-технические эксперименты, театр, медиа технологии, скульптуру, английский язык, вокал. В нём открыты кружки и студии разной направленности — художественное проектирование, школа анимации, химическая лаборатория, детский драматический театр, хоровая студия и многие другие. Каждое лето ЗИЛ открывает собственный городской лагерь, нацеленный на формирование творческой личности подростка. Смены совмещают образовательные и развлекательные практики с физкультурной зарядкой и играми на свежем воздухе.

 

Образовательное пространство: школа без отметок

С недавних пор в России появляются организации, которые себя так и называют — образовательное пространство. Не так давно в Красноярске открылась «Точка О», образовательное пространство, объединившее множество талантливых и активных людей. В этом пространстве проходят кинопоказы по выбору зрителей, мастер-классы, игры, тренинги, обсуждения, посиделки под гитару, подготовка к экзаменам. Там есть чайная и библиотека с читальным креслом и местом для обмена книгами. При оформлении «Точки» упор делался на многофункциональность пространства. Складная мебель легко отодвигается и убирается, освобождая место для проведения активных мероприятий. Стены раскрашены в яркие цвета, поэтому у каждого помещения есть своё настроение. Голубоватые стены способствуют созданию рабочей атмосферы, оранжевые располагают к уютному сидению с книжкой. В Точке О с детьми на платных курсах занимаются математикой и русским языком, химией, ораторским искусством, иностранными языками, психологией, музыкой, творчеством. От антикафе или библиотеки её отличает возрастное ограничение, «Точка О» создана для детей и подростков.
Заслуживает упоминания и Санкт-Петербургское образовательное пространство «Мир увлечений». За основу организации была взята гипотеза братьев Стругацких о том, что счастье и смысл жизни — в познании. Увлечения были условно разделены на четыре «мира» — книги, математика, искусство, технологии. В этих четырёх «мирах» организуются образовательные программы самых разных видов — тренинги, лекции, курсы, мастер-классы. Цель данного проекта заключается в том, чтобы привить интерес к знаниям. Дети могут здесь стать участниками мероприятий, взрослые — попробовать себя в роли соавтора. Главная концепция «Миров» — обучение через развлечения, и здесь учёба совсем не похожа на ту, которая бывает в школах. Залы в «Мирах» оформлены просто, но со вкусом: деревянные столы, складные стулья, светлые стены, большие окна, множество пробковых досок.
В «Мирах увлечений» проходят разные события как для детей, так и для взрослых: выставки-игры, конференции по альтернативному образованию, квесты по садам, интерактивные занятия, показы фильмов, есть библиотека и интерактивный музей «Мир математики». «Миры» проводят программы для классов, которые могли бы стать дополнением к школьной программе, например, инженерные мастер-классы или научные шоу по физике и химии. Ведь одно дело — учить даты из истории древнего Египта, и совсем другое — учиться расшифровывать иероглифы и самостоятельно делать пирамиду из картона.
Летом при «Мирах увлечений» открывается детский научный лагерь. Под присмотром организаторов дети ходят в музеи и на высокотехнологичные предприятия, принимают участие в деловых играх, знакомятся с настоящими учёными. Кроме того, в лагере проводятся подвижные игры, занятия английским языком, прогулки, мастер-классы. Тематика мастер-классов варьируется от посадки растений до гравюры по фольге и изготовлению папируса.

Принципы оформления образовательного пространства

Подытоживая всё вышесказанное, можно отметить, что в последнее время всё больше и больше организаций посвящает себя организации образовательного пространства. Образовательное пространство важно при воспитании личность, с его помощью можно дать понять ребёнку взрослому, что он исключителен, что есть области, в которых он хорош. Вместо дат и формул можно заниматься экспериментами, изучение одного предмета при помощи другого может показать на практике, что не бывает детей, неспособных к математике или литературе.Образование — это не обязательно сидение с книжками и заучивание фактов и имён. Это, в первую очередь, развитие, работа над собой, постижение мира внутри себя и снаружи. А ещё образование — это общение с другими людьми, совместная работа и обмен опытом.
Для нашей страны образовательное пространство — совершенно новый формат обучения, который в скором будет быстро распространяться и набирать популярность, При создании образовательного пространства очень важно его подобающим образом оформить. Можно выявить несколько основных принципов дизайна помещений:
• Свет. Света должно быть много, и он должен быть в меру ярким. Большие окна лучше, чем искусственное освещение. Множество маленьких лампочек выигрывают у длинных тусклых люминесцентных ламп.
• Стены. Белые или ярких цветов. Кроме того, стены могут быть многофункциональной важной частью пространства.
• Мебель. Яркая, разноцветная, многообразная. Для образовательного пространства подходит разнообразная мебель — простые стулья, удобные кресла, мягкие пуфики. Столы должны быть удобными для занятий творчеством, письма, экспериментов. В небольших помещениях следует использовать складную мебель для того, чтобы можно было быстро освободить место для активных мероприятий.
• Пол. На полу можно сидеть и лежать, поэтому покрытие полов должно быть мягким и комфортным.
• Доски и проекторы. На досках можно вешать объявления и рисунки, писать мелом и маркерами. Проектор пригодится для кинопоказов и презентаций.
• Деление на зоны. Для каждого вида занятий должны быть отведены свои зоны. Зоны для отдыха, зоны для работы, зоны для экспериментов. Кроме того, должны быть укромные уголки для тех, кто хочет, чтобы их не отвлекали, и места для групповых встреч.
• Нестандартная форма помещений. Лабиринты, круглые залы, лестницы, ярусы, балюстрады,, всё, что превращает прямоугольную комнату в необычное, интересное пространство, приветствуется.
• Наличие библиотеки, бара , интернета и розеток. Не основополагающие, но важные вещи для образовательного пространства.
• Наличие места для развлечений, творческих занятий и игр.
Главное, о чём надо помнить при создании образовательного пространство — что это должно быть место, в котором интересно и комфортно находиться. Только в этом случае усилия не пропадут зря, а место быстро наберёт популярность как у детей, так и у взрослых.